Управление на основе предвидения изменений
Если на этапе стратегического планирования происходит выработка набора стратегий, то стратегическое управление конкретизирует и реализует эти стратегии. Переход к нему был связан в основном с таким рыночным фактором, как превышение предложения над спросом.
Термин «стратегическое управление» был введен на рубеже 60-х и 70-х гг., чтобы обозначить различия между управлением на уровне производства и управлением на высшем уровне.
Стратегическое управление считает главной целью фирмы перспективную выживаемость, ищет новые возможности в конкурентной борьбе, ориентируется на изменения, долгосрочную перспективу. Исходя из условий, которые должны сложиться в будущем и чьи признаки в данный момент могут даже отсутствовать, текущие действия организации направляются на подготовку к будущим изменениям. Это требует значительных затрат времени и ресурсов, поскольку очень велика цена ошибок в предвидении, стратегическом выборе.
Опора при этом делается на прогноз грядущей ситуации в условиях неопределенности и непредсказуемости развития организации и ее окружения, выработку адекватной стратегии, обеспечивающей ее выживаемость в перспективе; персонал, как ценнейший капитал фирмы; информационные системы; структурные перестройки.
Специфика стратегического управления определяется особым характером стоящих перед ним целей. На первый план выдвигаются проблема развития в условиях непредсказуемо меняющейся внешней среды, а соответственно — способность к достижению долгосрочных целей, гибкости, адаптации. Это требует от людей предпринимательского типа поведения: деловитости, компетенции, энтузиазма.
Стратегическое управление, где отсутствуют рутинные процедуры и конкретные указания, а имеются лишь рекомендации общего характера, есть симбиоз интуиции и искусства вести организацию к целям.
Основными принципами стратегического управления являются:
- Ориентация на миссию организации, ее глобальные качественные цели, конкурентоспособность.
- Выбор приоритетов, исходя из специфики рыночных сегментов и стратегического профиля фирмы.
- Комплексный подход к реализации стратегий с учетом единства фирмы и внешней среды.
Исторически первая форма стратегического управления основывалась на концепции предвидения изменений и сводилась к выполнению стратегических планов, преобразованию общей структуры организации, системы управления ею; изыскиванию и перераспределению на решающие направления необходимых материальных, людских и информационных ресурсов; проведению мероприятий по ослаблению и преодолению сопротивления изменениям со стороны части коллектива.
Опыт Запада показал, что большинству организаций такой вид стратегического управления оказался не по плечу из-за отсутствия необходимой информации; преобладания традиционных способов работы; излишней рискованности; неумения по новому распределить права и обязанности участников, сопротивления персонала. Проблемы возникли и с моделированием отдаленного будущего, отсутствием надежных методов реализации долгосрочных стратегий, способностью менеджеров претворить стратегию в практике.
Поэтому стратегическое управление на основе предвидения изменений оказалось своего рода идеологией развития фирм, так и не вышедшей за стены кабинетов высшего руководства. Стремительные изменения в хозяйственной жизни потребовали иных подходов к стратегическому управлению. Появилась концепция управления на основе решения стратегических задач.