Адаптивные структуры
Функциональная и основывающиеся на ней разновидности дивизиональной структуры относятся к категории так называемых «бюрократических», или «жестких». Их жесткость определяется фиксированностью границ, набора входящих в них элементов, закрепленностью связей.
В противоположность им гибкие или адаптивные структуры могут легко видоизменяться и приспосабливаться к новым условиям работы, целям, задачам, способствуют выдвижению новых идей и развитию коллективного творчества. Это облегчается неопределенностью круга обязанностей работников, незначительной регламентацией их деятельности, хорошо развитыми горизонтальными и вертикальными коммуникациями. Считается, что со временем такие структуры станут преобладающими.
Выделяются несколько разновидностей адаптивных структур: матричные, проектные, программно-целевые, фрагментарные, адхократические. Рассмотрим их подробнее.
Наиболее простой является проектная структура, основой которой является проект, то есть группа видов деятельности, нацеленных на решение какой-то разовой задачи. Это — временное образование, осуществляющее проведение экспериментов, освоение нового вида продукции, технологии, методов управления, что связано с риском неудачи и финансовых потерь. После завершения работ проектная структура ликвидируется.
Существует несколько типов проектных структур. В чистых временная группа специалистов представляет собой уменьшенную по масштабам копию постоянного функционального подразделения организации. В этом случае руководителю проекта полностью подчинены все члены группы и все выделенные ресурсы. В то же время, руководитель в ряде случаев может выступать консультантом высшего руководства.
Наибольшее распространение среди модификаций проектных групп получили на Западе «центры по развитию новых сфер бизнеса». Их размеры и структура определяются в зависимости от специфики хозяйственной деятельности и величины фирмы и могут достигать 400 и более человек. Основная задача Центра состоит в разработке и освоении таких готовых продуктов, сбыт которых обеспечил бы фирме устойчивое положение на рынке. В составе Центров работают службы поиска прибыльных рынков, состоящие из 10—15 человек.
К достоинствам проектных структур относится их высокая специализированность, целевая ориентация, четкость, мобильность, позволяющие достичь высокого качества выполнения работы.
В то же время, проектные структуры обладают некоторыми весьма существенными недостатками, прежде всего связанными с использованием ресурсов, Последние в течение всего срока реализации проекта оказываются связанными в нем, и даже в случае крайней необходимости ими нельзя воспользоваться, а по завершении работ и высвобождении они не всегда могут найти дальнейшее применение.
В результате работа проектных структур бывает связана с высокими затратами, а поэтому их использование по карману далеко не всем организациям, несмотря на то, что сам проектный принцип весьма плодотворен.
Выход из этой ситуации был найден на пути перехода к так называемым матричным структурам. Суть последних состоит в том, что в рамках постоянно существующих подразделений создаются временные рабочие группы, предназначенные для решения конкретных задач. Исходя из последних, происходит перераспределение людских и материальных ресурсов, выделенных подразделению на выполнение общего объема деятельности.
Такого рода структуры обеспечивают, с одной стороны, высокую целевую ориентацию производства, инноваций и т.п. , а с другой — возможность быстрого маневра ресурсами, что особенно ценно в условиях их дефицита. Например, один и тот же работник или единица оборудования могут попеременно выполнять задания, относящиеся к различным проектам, реализуемым в организации или подразделении.
Матричные структуры представляют собой одно из средств организационной интеграции различных видов деятельности с позиции общей цели, потребность в чем возникает при высокой сложности объекта, над которым ведется работа, или внешней среды.
Матричные структуры, в сущности не приводят к появлению дополнительных подразделений и должностей, а лишь меняют постоянно функции существующих. Чаще всего они находят место в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, где постоянно приходится решать новые неординарные задачи. Не случайно, видимо, впервые они появились в небольших аэрокосмических фирмах США.
Правда, необходимо отметить, что департаментализация по матричному принципу — процесс весьма сложный, требующий длительной подготовки, высокой организационной культуры. Значительные затраты, связанные с созданием и использованием, непригодность для экстремальных ситуаций, ограничивают применение матричных структур на практике.
Для многопрофильных организаций, особенно относящихся к инновационной сфере, используется принцип структурирования по крупным стратегическим целям, на которые прежде всего ориентируется их перспективная деятельность. В этом случае может складываться так называемая программно-целевая структура, которая в сущности представляет собой разновидность матричной или проектной.
С проектной ее роднит целевая ориентированность на решение конкретной проблемы и временный характер существования, а с матричной — отсутствие предназначенных для ее реализации специальных дополнительных подразделений. В программно-целевую структуру объединяются отдельные виды деятельности из существующих подразделений, или сами эти подразделения, подчиненные на определенный период решению задач, поставленных в комплексной целевой программе.
Фрагментарная структура объединяет различные самостоятельные целевые группы, «вкрапленные» в существующие структуры — так называемые команды (комитеты, комиссии, бригады и т.п. ), и они состоят из узких специалистов, занимающихся в основном теоретическим решением отдельных технических, производственных, управленческих и иных проблем. Таких команд в рамках организации может существовать несколько десятков.
В производстве команды находят место прежде всего на работах по сборке сложных узлов и агрегатов, беря на себя за них полную ответственность. В них люди получают возможность овладевать различными профессиями и направлениями работы, могут наглядно видеть результаты собственного труда, полнее реализовывать свои возможности. Они сами составляют графики поступления материалов, производства, доставки готовых изделий.
Комитеты или советы (последние создаются на низовом уровне), представляют собой совещательные консультативные группы, членами которых становятся представители основных или заинтересованных в решении проблемы подразделений.
В зависимости от их характера комитеты могут быть временными и постоянными. Первые решают уникальные проблемы вторые — регулярно повторяющиеся. К временным комитетам можно отнести, например структуру, занимающуюся подготовкой празднования юбилея организации; к постоянным — плановый.
Задача комитетов состоит в выработке на основе обсуждения сбалансированных проектов решений важных для организации проблем и рекомендаций по ним. Хотя формально они не обязательны для исполнения, но на практике оказывают значительное влияние на обстановку в организации, поэтому членство в комитетах считается почетным.
Основными направлениями деятельности комитетов в организации считаются:
- выработка рекомендаций по совершенствованию процесса и методов управления;
- координация работы нескольких равноправных подразделений, если руководство ими по тем или иным причинам нецелесообразно сосредотачивать в одних руках;
- принятие решений по сложным и непопулярным вопросам, таким как увольнения, снижение заработной платы, закрытие подразделений и пр.;
- привлечение к управлению высококлассных специалистов (в том числе и рядовых), работающих в различных подразделениях;
- объединение так называемых «разделенных полномочий», предполагающих что решения по определенным вопросам могут приниматься только совместно всеми причастными к ним лицами.
В целом работа комитетов способствует повышению гибкости управления, улучшению координации деятельности подразделений, стабилизации внутренних отношений в коллективе, активизации творчества, росту квалификации персонала.
В то же время она связана с рядом сложностей, свойственных любому коллективу: требует больших затрат времени и средств, а решения зачастую оказываются компромиссными, а поэтому неоптимальными, поскольку устраняются крайние мнения, которые как раз и могут быть лучшими; если же компромисса достичь не удается, процесс выработки решения превращается в битву не на жизнь, а на смерть, и ее победители навязывают собственные решения, порой худшие, чем компромиссные.
Помимо комитетов на уровне организации действуют группы по совершенствованию технологических процессов и целевые группы.
Первые нацелены на поиск путей повышения эффективности производственных процессов на стыках между подразделениями, например, разработкой новых маршрутных схем движения продукта, систем управления производственными запасами по принципу «точно вовремя» и пр. Состав такой группы включает ведущих специалистов заинтересованных подразделений, и утверждается руководством организации. Работа группы, как правило, охватывает период разработки и освоения тех или иных усовершенствований, за успех которых ее участники несут ответственность.
Итогом их деятельности является повышение эффективности производства, сокращение непроизводительных потерь ресурсов, укрепление связи между подразделениями, расширение личных контактов, приобретение работниками опыта и кругозора, необходимых для дальнейшего служебного роста. В то же время, эта деятельность связана с отвлечением людей от своих обязанностей, и потому не всегда встречает должное понимание у их непосредственного руководства.
Целевые группы также формируются высшим руководством организации для решения серьезных и неотложных проблем, оказывающих существенное влияние на результаты ее деятельности. В связи с этим их часто называют «пожарными командами». Члены этих групп разрабатывают и реализуют временные решения, призванные стабилизировать положение, и составляют проект постоянных, однако сами его внедрением уже обычно не занимаются. Возможно поэтому они не считаются достаточно эффективным средством улучшения работы.
На низовом уровне создаются группы по совершенствованию деятельности подразделений, члены которых заняты поиском и устранением факторов, препятствующих их нормальной работе, резервов, позволяющих повысить ее эффективность, а также организацией и проведением связанных с этим мероприятий. В частности, речь может идти об исследовании рынков, прогнозировании, составлении технических инструкций, предварительном знакомстве с лицами, принимаемыми на работу в подразделение.
Прототипом описанных выше структур были группы по решению проблем на рабочих местах, более известные как кружки качества. Впервые они возникли в США, но по-настоящему широкое распространение получили в Японии, что в немалой степени было обусловлено национальными традициями этой страны. Кружки качества состоят обычно из рабочих, которые в их рамках решают проблемы совершенствования техники, технологии, организации производства, повышения его качества непосредственно на своих местах.
Кружки, действующие как на временной, так и на постоянной основе, состоят из 6—12 человек и возглавляются мастером или наиболее опытным рабочим. Их члены регулярно 1—2 раза в месяц встречаются на 1—2 часа для обсуждения и решения накопившихся проблем. Как правило они пользуются поддержкой администрации предприятий. В Японии даже выпускается специальная газета, освещающая деятельность этих структур и регулярно проводятся региональные и общенациональные конференции участников, на которых самым активным из них присуждаются медали различного достоинства.
Фрагментарная структура создает все условия для того, чтобы работники чувствовали себя удовлетворенными, что не может дать традиционная специализация рабочих мест.
Организация, состоящая из относительно слабо связанных между собой групп специалистов и незначительного количества вспомогательного персонала имеет в основе так называемую ад-хократическую структуру (лат. ad hoc — специальный). Она свойственна научным учреждениям, внедренческим фирмам, учебным заведениям.
Адхократическая организация основана на неформальных отношениях, создается для решения инновационных или сложных многоаспектных проблем, требующих творческого подхода. Ее участники в основном выполняют функции экспертов, часто неформально объединяясь для совместной работы. Здесь нет особых правил, но все понимают, что нужно делать, поэтому у менеджеров отсутствует узкая специализация. Вознаграждение в основном имеет групповой характер и в дальнейшем распределяется в соответствии с квалификацией, знаниями, вкладом участников в конечные результаты.
В чистом виде не существует ни иерархических, ни групповых, ни матричных организаций. В любой организации встречаются все типы элементов, но в разных сочетаниях.
Современные организационные структуры должны способствовать:
- успешной реализации стратегии организации;
- минимизации затрат на единицу конечного результата;
- увеличению маневренности, например, при необходимости быстро менять ассортимент продукции;
- повышению стратегической гибкости, выражающейся в возможности менять направления развития, сохраняя при этом минимальную конфликтность между текущей и перспективной деятельностью;
- поддержанию собственной динамичности, способности изменять свои формы.