Направленность и способности личности. Типы мышления
Под направленностью личности понимается ее свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации. Выделяется три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя, одновременно присутствующих в той или иной степени у большинства людей.
Направленность на взаимодействие означает, что для человека главная цель при выполнении работы состоит в общении, сотрудничестве с другими, а конкретное содержание деятельности его волнует относительно мало. Таких людей всегда тянет на работу, у них велико желание быть в коллективе, выполнять те или иные общественные поручения.
Направленность личности на задачу, по другому называемая деловой, предполагает, что для человека главное в работе — ее решение. Эти люди всегда добросовестно исполняют обязанности, часто стремятся к первенству, единоличному лидерству. Помощники или ассистенты бывают при этом для них часто только обузой. Наконец, направленность на себя, или личная направленность, состоит в стремлении людей с помощью работы в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других. В коллективе такие лица создают видимость работы, или пытаются найти себе замену.
Знание направленности сотрудников, определяемой с помощью специальных тестов, помогает найти правильный подход к людям и значительно облегчает процесс руководства ими, играет важную роль в процессе формирования трудовых коллективов, подбора исполнителей для той или иной работы.
Способности в психологии рассматриваются как совокупность черт личности, необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности, склонности к нему, позволяющие добиться в нем успеха. Способности человека могут быть:
- общими, присущими в той или иной мере всем людям и лежащими в основе остальных способностей (работать, думать, ощущать, действовать);
- элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.);
- сложными частными. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности) и специальные. Последние разделяются на интерсоциальные (к работе с людьми) и конструктивные (к созданию нового, изобретательству); те и другие могут быть теоретическими и практическими.
Направленность способностей бывает технической, организационной, педагогической и пр.
Принято считать, что способности, как склонность к тому или иному виду деятельности, даются человеку от природы. На самом деле таковым психофизиологическим феноменом являются задатки, которые превращающиеся в способности под воздействием жизненных условий и воспитания. Таким образом, способности представляют собой уже сплав природного и приобретенного личностью в результате развития и саморазвития.
По форме проявления выделяют задатки к репродуктивной (усвоение и применение информации) и творческой деятельности.
По диапазону способности классифицируют по трем уровням: одаренность, талантливость, гениальность.
Одаренность — это совокупность факторов, обусловливающих особо успешную деятельность в определенной области и выделяющих человека из остальных лиц. Обычно она проявляется в наличии возможности что-то улучшать, совершенствовать. Талант представляет собой задатки, реализуемые через творчество, создание нового, необычного. Гениальность является высшей степенью одаренности, когда ее обладатели создают новые идеи, а результаты творчества имеют общеисторическое значение.
Способность людей автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называется навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает. Имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в необходимых случаях переориентацию на восприятие нового.
Наряду с навыками можно выделить привычки, то есть автоматизированные формы поведения, которые, благодаря повторению, становятся для человека необходимостью. Как и навыки, привычки могут и облегчать работу (например, подготовка всего необходимого заранее), и усложнять ее (беспорядок на столе).
Общие способности людей во многом связаны с их типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным.
Художественному мышлению свойственна образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства.
Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, абстрактностью, которые бывают не всегда понятны окружающим.
Смешанному же типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные, что дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, позволяющие им успешно справляться с различными управленческими проблемами.
Специальные способности связаны с определенной сферой или видом деятельности, выполнением конкретной работы и по своему характеру они могут быть двух типов. Интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми.
Другой вид специальных способностей — конструктивные, направленные на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и пр., и их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам.
Степень развития специальных способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит в основном от двух обстоятельств: полученного образования и данного от природы уровня мышления, для развития которого образование создает определенную базу.
Лицам, занимающим в структуре управления первичные должности, например табельщикам, бригадирам и т.п. , которым необходимо планировать свою работу на срок не более двух месяцев, достаточно обладать лишь так называемым конкретно-чувственным мышлением, для чего иметь перед глазами соответствующий объект. Такое мышление обеспечивается образованием или специальной подготовкой продолжительностью от нескольких дней до двух лет.
Людям, занимающим низшие руководящие должности, например, мастерам, которым требуется планировать свою деятельность на период до полугода, необходимо обладать так называемым конкретно-образным мышлением. Оно дает возможность выполнять работу на основе полученного прежде представления об объекте, не держа его постоянно перед глазами. Для развития такого мышления необходимо уже профессиональное образование продолжительностью от двух до четырех лет.
Руководителям небольших предприятий, ведущим специалистам крупных организаций, которым требуется планировать свою работу не менее, чем на год вперед, важно обладать конкретно-умозрительным мышлением, которое дает возможность регулировать деятельность достаточно сложных структур, элементы которых находятся в самых разнохарактерных взаимосвязях друг с другом. Такой уровень мышления обеспечивается высшим образованием, определенными практическими знаниями и опытом.
Наличие у человека абстрактного мышления говорит о том, что для выполнения работы ему не нужна привязка к конкретным объектам вообще. В совокупности с дополнительной послевузовской подготовкой сроком до двух лет это дает возможность занимать должности руководителей крупных предприятий, их заместителей, главных специалистов, требующие от них заглядывать вперед на пятилетку.
Наконец, лица с предвидящим мышлением, получившие второе образование в объеме трех-четырех лет в области управления социально-экономическими процессами или ученую степень, могут достигать заранее заданных результатов на перспективу десять лет и более. Они обладают необходимым потенциалом для занятия должностей в руководстве крупнейших корпораций и государственных учреждений.
Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвратить внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.